МБОУ СШ №13
г. Красноясрк
  • Что такое ГДЗ? И как их сделать полезными?

    Автор: Андрющенко Елена Викторовна
    ГДЗ, или готовые домашние задания, ― это бесплатные порталы, где можно найти решения для заданий по всем основным школьным предметам. За год такие сайты фиксируют около 1,6 миллиарда посещений ― это значит, что среднестатистический школьник заглядывает в решебники 130 раз в год. То есть буквально через день!
    Что такое ГДЗ? И как их сделать полезными?.

    ГДЗ, или готовые домашние задания, ― это бесплатные порталы, где можно найти решения для заданий по всем основным школьным предметам. За год такие сайты фиксируют около 1,6 миллиарда посещений ― это значит, что среднестатистический школьник заглядывает в решебники 130 раз в год. То есть буквально через день!

    Впрочем, стоит учесть, что среди посетителей этих сайтов есть и родители, которым нужно помочь детям с домашкой и проверить, правильно ли ребёнок решил пример.

    А изначально такие материалы предназначались для учителей. В 1990-х выходило много брошюр с готовыми домашками и ответами ― предполагалось, что они сделают работу учителей проще. Но, разумеется, сами ученики быстро сообразили, что стоит достать такую книжечку ― и проблема домашки будет решена раз и навсегда.

    Зачем и кому нужны готовые ответы?

    Исследование, которое провела онлайн-школа для детей Skysmart, показывает, что младшеклассники списывают задания редко. Но чем старше школьник, тем чаще он обращается к помощи ГДЗ. В 5-м классе лишь четверть ребят говорит, что не может справиться с домашкой без помощи, в 8-м классе таких уже 43%.

    И если среди пятиклассников на сайты с готовыми домашними заданиями заглядывает 32%, то среди восьмиклассников ― 78%, а среди десятиклассников ― 82%!

    Эти цифры легко объяснить. В начальной школе ученика поддерживают мамы и папы ― они каждый день помогают ему делать домашку и объясняют непонятное. Практически любой взрослый способен решить простой арифметический пример или исправить ошибку в правописании.

    Но чем сложнее становится программа, тем труднее родителям успевать за ней. Мало кто помнит, что такое рациональные неравенства или графики равноускоренного движения. Старшеклассники остаются с домашкой один на один ― и не справляются.

    Чем полезны ГДЗ?

    На первый взгляд кажется, что сайты с ответами ― абсолютное зло, которое поощряет лень, и их следует немедленно запретить. Но прежде, чем винить во всём нерадивых школьников, стоит разобраться ― а почему они вообще списывают?

    По данным опроса Skysmart, главная причина списывания — опасение получить двойку. На втором месте — недостаток времени. Примерно с 8-го класса программа резко усложняется, количество предметов растёт, к тому же начинается подготовка к государственным экзаменам. В результате детям катастрофически не хватает времени ― каждый третий восьмиклассник заявил, что домашних заданий слишком много.

    Третья причина популярности ГДЗ ― сложности с восприятием информации на уроках. Особенно страдают 8–11-е классы: каждый пятый старшеклассник говорит, что не успевает разобраться в теме во время урока или не понимает объяснения учителя.

    Поэтому, если смотреть на проблему с точки зрения самих детей, окажется, что ГДЗ не так уж плохи ― по крайней мере они помогают снять тревожность, немного разгрузить школьников и дать им возможность сосредоточиться на предметах, которые кажутся наиболее важными для будущей карьеры. А тем, кто усваивает информацию медленно, они помогают самостоятельно разобраться в теме ― конечно, если ГДЗ составлены так, что позволяют не только механически списать ответ.

    Что даёт школьникам ГДЗ?

    На механическом списывании стоит остановиться подробнее, поскольку не все ГДЗ одинаковы.

    Большинство на самом деле даёт только ответ, никак не объясняя, как ученик должен к нему прийти. Особенно часто этим грешат ГДЗ по математике и физике. Такие ГДЗ годятся только для самопроверки. Например, ребёнок хорошо разобрался в теме, знает, как применить формулу, но не уверен, что хорошо справился с математической частью ― в такой ситуации ГДЗ дают возможность проверить себя и в случае ошибки пересчитать.

    Но гораздо полезнее готовые задания, которые шаг за шагом объясняют ход расчётов. С помощью таких решебников школьники могут освежить в памяти объяснения учителя, а если из учебника они ничего не поняли, то и разобраться в теме самостоятельно, не донимая родителей.

    Кстати, нередко родители сами поощряют списывание и советуют детям онлайн-решебники ― если ребёнок уже решил, что для вуза ему нужны английский и русский языки, нет смысла тратить много сил и времени на физику и химию. Проще списать, а освободившиеся часы посвятить изучению Past Perfect и занятиям с репетитором.

    Как правильно пользоваться подсказками для школьников?

    Тем не менее образовательные задачи ГДЗ всё же не решают. Домашка нужна, чтобы школьник запомнил пройденное и научился применять знания на практике. Многократное выполнение заданий развивает мышление и память. Но всё это верно лишь в том случае, если ученик не перегружен. Задания не должны быть слишком объёмными и многочисленными. В идеале на домашку по одному предмету ребёнок должен тратить не более 40 минут.

    В США для вычисления максимального времени, которое ребёнок может тратить на домашнюю работу, используется простая формула ― класс, умноженный на 10. То есть в 5-м классе на домашку по всем предметам должно уходить не более 50 минут, в 9-м — полтора часа, в 11-м ― 1 час 50 минут.

    Но на деле обычный российский старшеклассник сидит над домашкой по 3–4 часа, а некоторые ― и по 5–6 часов. Неудивительно, что многие пользуются готовыми ответами.

    «Решить проблему списывания можно внедрением систем автоматизации проверки домашних заданий, ― считает Александр Ларьяновский, управляющий партнёр Skysmart. ― Эти процессы только зря тратят силы и время учителей. Лучше перенаправить этот ресурс на тщательную проработку материала в классе. Кроме того, важно постепенно менять поведение школьников, давая им вместо сайтов с ответами желание и возможность подумать над логикой решений. Нужно понемногу мотивировать детей, предоставлять им дополнительные материалы по школьной программе, поддерживать в них интерес к процессу».

    Где найти ГДЗ?

    Сайтов с ответами в интернете множество. Общий недостаток таких ресурсов состоит в том, что там в основном можно найти только ответы, но не подробные объяснения. То есть списать оттуда домашку получится, но учёбе как таковой это никак не поможет.

    Поэтому Skysmart запустили проект Skysmart Решения ― сборник готовых ответов нового типа.

    Суть в том, что этот решебник учит именно решать, а не списывать. Тут можно найти не только готовые ответы, как в обычных ГДЗ, но и подробные объяснения решений. Этот решебник помогает разобраться в теме и научиться решать задания самостоятельно. Одно дело ― найти на сайтах с ГДЗ что-то вроде «Ответ: 48», и другое ― получить подробное поэтапное решение, которое покажет, как к этому ответу прийти.

    Методисты школы разработали тысячи детальных решений для домашних заданий в 1–11-х классах по математике, алгебре, геометрии, английскому и русскому языку.

    Пользоваться этими материалами можно по-разному. С одной стороны, сами школьники могут подсматривать тут готовые ответы и заодно разбираться в самих решениях. С другой, Skysmart Решения пригодятся и родителям, которые готовы помогать детям с домашкой, но сами не очень хорошо разбираются в теме.

    Плюсы и минусы использования решебников

    • Решебники, в которых расписан ход действий, действительно могут помочь ребёнку в учёбе.
    • Во-первых, они на практике показывают, как можно применить полученные на уроке знания. Нередко на разбор заданий в классе просто не хватает времени, а решебник позволяет восполнить этот пробел дома.
    • Во-вторых, решебники помогают детям, которым сложно воспринимать устные объяснения преподавателя, разобраться в теме в своём темпе.
    • В-третьих, с помощью решебников можно не только списывать, но и самостоятельно проверять домашнее задание, не прося о помощи родителей.

    Противники ГДЗ опасаются, что сборники готовых решений поощряют лень. Но, как показал опрос Skysmart, дети списывают не из-за лени, а по совсем иным причинам ― из-за страха перед наказанием, переутомления, нехватки времени. Выходит, что плохи не ГДЗ как таковые, а причины и способы их использования. И бороться нужно не с решебниками, а с истоком проблемы ― перегрузками, отсутствием позитивной мотивации и неумением планировать своё время

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie